Урок 14: Рефакторинг с применением паттерна MVC и tkinter

В данной статье продолжим обсуждать тему рефакторинга приложения с использованием паттерна MVC и библиотеки tkinter. В предыдущих уроках мы изучили основные принципы разработки на основе MVC, научились создавать модели, контроллеры и отображения. Также мы рассмотрели различные методы рефакторинга, позволяющие улучшить качество кода и упростить его структуру.
В этом уроке мы сфокусируемся на оптимизации кода нашего приложения. Мы изучим, как можно улучшить производительность и уменьшить объем используемых ресурсов компьютера. Кроме того, мы рассмотрим, как можно добавить новые функциональные возможности в наше приложение, не усложняя его структуру.
Приступим к работе!
Проблемы прошлого кода
Ранее написанный код имел множество проблем, которые затрудняли его развитие и поддержку. Проблемой первого порядка была полная отсутствие структурирования, что приводило к тому, что изменения вносились "в лоб", поверх уже существующего кода. Это делало код трудночитаемым и усложняло процесс обнаружения и исправления ошибок.
Другой проблемой было отсутствие строгой разделения функциональности по слоям, что вызывало необходимость переписывания полного кода при изменении любой его части. Кроме того, такая организация кода делала невозможным его последующую расширяемость.
Также была проблемой нерациональное использование ресурсов, что приводило к неэффективности работы программы. Из-за отсутствия оптимизации, код может выполняться более долго, чем это необходимо.
Наконец, самым большим недостатком было отсутствие абстракции интерфейсов, что ограничивало возможность создания универсальных решений. Более того, это усложняло процесс разработки и использования кода - приходилось делать это каждый раз "с нуля".
Решение всех этих проблем было найдено в использовании паттерна разработки MVC. Этот подход позволил разделить код на несколько слоев, строго выделить интерфейс и фактическую функциональность, а также повысить общую структурированность кода и его читаемость. Таким образом, проблемы, связанные с развитием и поддержкой кода, были решены.
Неэффективное использование ресурсов
Часто разработчики пишут код, который неэффективно использует системные ресурсы, например, процессорное время или оперативную память. Это приводит к замедлению работы программы и ухудшению её производительности.
Одна из самых распространенных ошибок - создание лишних объектов. Ненужные объекты занимают память и замедляют работу программы. Чтобы избежать этой ошибки, следует использовать пул объектов и удалять объекты после использования.
Еще одна распространенная ошибка - использование многопоточности без необходимости. Если многопоточный код не нужен, он лишь усложняет программу и увеличивает потребление ресурсов.
Важно также оптимизировать алгоритмы и структуры данных. Используйте быстрые, эффективные алгоритмы и структуры данных. Это поможет уменьшить потребление ресурсов, повысить скорость работы программы и увеличить ее производительность.
Использование проводников для доступа к файлам и каталогам абсолютно неэффективно. Чтобы ускорить программу, следует использовать буферы и кэширование данных в ОЗУ.
Наконец, не забывайте про оптимизацию общения с базой данных, уменьшение запросов и индексирование таблиц, чтобы ускорить выполнение SQL запросов.
Неудобочитаемый код
Неудобочитаемый код – это код, который сложно понимать и изменять. Не хватает структурированности, понятных имен переменных и методов, а также четкой организации логики.
Неудобочитаемый код может возникнуть по разным причинам. Например, код может быть написан не опытным программистом, или же он может быть собран из кусочков, написанных разными людьми. В любом случае, это проблема, которую нужно решить, чтобы облегчить процесс сопровождения и развития кода.
Чтобы сделать код более удобочитаемым, можно использовать различные методы. Один из них – рефакторинг. Это процесс изменения кода с целью улучшения его структуры, читаемости и поддерживаемости. Рефакторинг может включать изменение имен переменных, разбиение длинных методов на более мелкие, удаление дублирующегося кода и т.д.
При написании кода также стоит следовать некоторым правилам, чтобы уменьшить вероятность возникновения неудобочитаемого кода. Например, переменные должны иметь осмысленные имена, код должен быть структурирован в соответствии с логической последовательностью, и должны использоваться комментарии, чтобы пояснить сложные участки кода.
Неудобочитаемый код – это проблема, которая может замедлить развитие проекта и сделать его сопровождение более трудоемким. Однако, если сделать улучшение читаемости кода приоритетом, то это поможет избежать многих проблем в будущем.
Краткий обзор
В рамках урока мы познакомились с паттерном MVC и его реализацией в интерфейсной библиотеке Tkinter. Мы создали универсальную архитектуру приложения, которую можно легко расширять и модифицировать.
В процессе рефакторинга мы вынесли бизнес-логику в отдельный класс, который остаётся независимым от пользовательского интерфейса. Это позволяет улучшить читаемость и сопровождаемость кода, а также вносить изменения в логику приложения без необходимости переписывать весь пользовательский интерфейс.
Мы также научились использовать паттерн Observer для реализации взаимодействия между моделью и представлением. Это позволяет модели обновлять представление при изменении состояния данных, не затрагивая при этом пользовательский интерфейс.
В итоге мы получили готовое приложение, которое можно использовать как основу для создания других приложений с аналогичной функциональностью. Рефакторинг с использованием паттерна MVC позволяет улучшить структуру и читаемость кода, а также сделать приложение более устойчивым к изменениям и расширению в будущем.
Проектирование приложения с использованием MVC
При проектировании приложения с использованием MVC следует строго разделить на три части: модель, вид и контроллер.
Модель представляет собой описание данных и логики их обработки. Здесь должны находиться все необходимые классы, функции и переменные, относящиеся к хранению и обработке информации.
Вид отвечает за отображение данных, полученных из модели. Это может быть форма, изображение, таблица и прочие элементы интерфейса пользователя. Здесь должны находиться классы и функции, связанные с отображением данных и переключением между элементами интерфейса.
Контроллер соединяет модель и вид, отвечая за обработку событий, ввод и вывод данных и обновление интерфейса. Здесь находятся классы и функции, связанные с обработкой нажатий на кнопки, заполнением форм, изменением элементов интерфейса и прочими действиями, происходящими во время работы приложения.
Проектирование приложения с использованием MVC облегчает тестирование и разработку, позволяет легко добавлять новые функции и элементы интерфейса, а также улучшает читаемость и поддерживаемость кода.
При правильной реализации принципов MVC приложения могут легко масштабироваться и обновляться, сохраняя при этом удобство использования и простоту интерфейса.
Создание модели
Модель - это компонент приложения, который отвечает за хранение данных и работу с ними. Создание модели в процессе рефакторинга поможет разделить приложение на части и упростить его структуру.
Для создания модели необходимо определить ее интерфейс - какие методы она будет предоставлять для работы с данными. Методы могут быть различными в зависимости от конкретной задачи, но обычно в модели есть методы для получения, добавления и удаления данных.
Для хранения данных в модели можно использовать различные структуры данных, например, списки или словари. Важно учитывать особенности работы с данными в конкретном приложении и выбирать структуры данных, которые будут оптимальны для данной задачи.
При создании модели также важно учитывать ее связь с другими компонентами приложения. В частности, модель должна быть независимой от представления и контроллера, чтобы обеспечить максимальную гибкость приложения и легкость его тестирования.
В итоге, создание модели в процессе рефакторинга позволяет разделить приложение на части, упростить его структуру и обеспечить гибкость и тестируемость.
Создание контроллера
Контроллер – это основной класс, который отвечает за обработку событий, производимых пользователем (например, клик мыши на кнопке). Он связывает модель и представление, и отвечает за правильную работу приложения на все стадии работы с ним.
Создание контроллера начинается с создания нового класса в отдельном файле, например, controller.py. Он должен наследоваться от класса tk.Frame и содержать инициализирующий метод __init__. Он должен принимать в качестве аргументов объекты классов модели и представления, чтобы иметь возможность получать данные от модели и обновлять представление.
Для обработки событий программы, контроллер должен содержать методы, которые связывают кнопки или другие элементы пользовательского интерфейса с соответствующими методами модели. Контроллер реагирует на получение данных от представления и вызывает соответствующие методы модели.
Все методы контроллера должны быть классовыми, то есть начинаться со слова self. Кроме того, он не должен содержать непосредственных ссылок на объекты виджетов или фреймов, так как это будет нарушать принцип MVC.
Пример создания метода обработки событий:
def button_handler(self):
value = self.view.get_input_value() # Получение значения из представления
self.model.do_something_with_value(value) # Вызов метода модели
self.view.update_output_text() # Обновление представления
Таким образом, создание контроллера – это важный шаг в построении приложения, которое работает в стиле MVC. Он связывает модель и представление, и отвечает за механизм обработки событий, производимых пользователем.
Использование tkinter для создания пользовательского интерфейса
Tkinter - это одна из стандартных библиотек Python для создания графических пользовательских интерфейсов. Она предоставляет множество виджетов и инструментов, которые помогают создавать интерактивные приложения с графическим интерфейсом. Tkinter обычно используется вместе с паттерном MVC для разделения логики приложения и представления.
Создание пользовательского интерфейса с помощью tkinter может быть выполнено путем создания экземпляра класса Tk и добавления в него виджетов. Виджеты могут быть разными: кнопки, метки, текстовые поля и так далее. Все они могут быть настроены и отображены на окне приложения. Также можно определить обработчики событий для каждого виджета, что позволит обрабатывать взаимодействия пользователя с приложением.
Один из способов использования tkinter с паттерном MVC - это разместить виджеты в представлении и объявить контроллер, который будет обрабатывать действия пользователя. Контроллер может получать данные из модели и обновлять модель основываясь на изменениях, произведенных пользователем, который в свою очередь отображается на представлении.
- Tkinter проста в использовании, независимо от уровня опыта программиста. Обширная документация и множество видеоуроков делают процесс создания графического интерфейса достаточно простым и прозрачным.
- Кроме того, Tkinter является кроссплатформенной библиотекой, функционирует на всех платформах, на которых установлен Python.
Использование tkinter для создания пользовательского интерфейса может разделяться на несколько этапов: создание корневого окна, добавление виджетов на окно, настройка внешнего вида виджетов и конфигурирование обработчиков событий. Следуя этим шагам, можно создать пользовательский интерфейс по своему выбору, обеспечив богатый пользовательский опыт.
Краткий обзор tkinter
tkinter - это кроссплатформенная библиотека для создания графических интерфейсов пользователя (GUI) на языке программирования Python. Она поставляется в стандартной библиотеке Python и включает в себя множество виджетов для создания окон, кнопок, текстовых полей и многого другого.
Виджеты - это элементы пользовательского интерфейса, такие как кнопки, текстовые поля, метки и списки. Они являются основными компонентами любого пользовательского интерфейса и используются для получения данных от пользователя или представления данных для пользователя.
Организация кода в tkinter проекте очень важна для удобства разработки и поддержки. Для этого используется паттерн проектирования MVC (Model-View-Controller), который позволяет отделить логику приложения, его отображение и управление, что делает код более читаемым и поддерживаемым.
Особенности работы с tkinter:
- При работе с tkinter нужно понимать, что это синхронная библиотека, то есть выполнение программы останавливается до тех пор, пока пользователь не совершит какое-то действие.
- Поэтому все обновления графического интерфейса должны происходить в отдельном потоке от потока выполнения программы.
- Для создания пользовательского интерфейса существует два способа: либо использовать уже готовые виджеты и расположить их на форме, либо создать собственные виджеты, наследуясь от базовых.
Заключение: tkinter - это удобная библиотека для создания графических интерфейсов на Python, которая позволяет создать приложение с помощью минимального количества кода. Чтобы овладеть этой библиотекой, необходимо изучить основы её работы, понимать особенности использования и следовать правилам организации кода.
Пример создания виджетов
Создание виджета – это одно из основных действий при работе с библиотекой tkinter. Для создания виджета необходимо использовать соответствующий класс. Например, для создания кнопки необходимо использовать класс Button, а для создания метки – Label. Для установки параметров виджета можно использовать следующие методы:
- position – устанавливает позицию виджета на форме
- size – задает размеры виджета
- text – задает текст, который будет отображаться на виджете
- font – устанавливает шрифт для текста на виджете
- color – устанавливает цвет текста на виджете
Например, чтобы создать метку с названием "Имя пользователя", можно использовать следующий код:
my_label = tk.Label(root, text="Имя пользователя")
my_label.pack()
Для создания кнопки с названием "Отправить", можно использовать класс Button:
my_button = tk.Button(root, text="Отправить")
my_button.pack()
Также можно создавать пользовательские виджеты, которые наследуются от базовых классов. Например, для создания специальной кнопки с заданным цветом и шрифтом можно использовать следующий код:
class MyButton(tk.Button):
def __init__(self, *args, **kwargs):
super().__init__(*args, **kwargs)
self.config(background="red", font=("Arial", 12))
my_button = MyButton(root, text="Специальная кнопка")
my_button.pack()
В результате выполнения этого кода будет создана кнопка с красным фоном и шрифтом Arial 12.
Реализация функционала с помощью MVC и tkinter
Для реализации функционала в приложении мы использовали паттерн Model-View-Controller (MVC), который позволяет разделить приложение на три основных компонента: модель (model), представление (view) и контроллер (controller).
Модель содержит данные, с которыми работает приложение, представление отвечает за отображение этих данных на экране, а контроллер управляет логикой приложения и связывает модель и представление.
В нашем приложении модель обеспечивает хранение данных (считывание данных с файлов, запись данных в файлы), представление содержит элементы графического интерфейса пользователя (кнопки, текстовые поля, таблицу) и отображает информацию на экране, а контроллер обрабатывает действия пользователя на основе событий, происходящих в представлении.
Для реализации графического интерфейса мы использовали библиотеку tkinter, которая позволяет создавать графические элементы (кнопки, текстовые поля и др.) и связывать их с функциями в контроллере.
Также мы использовали отдельный модуль для обработки ошибок (error_handling), который содержит функции для обработки и отображения ошибок пользователю. Этот модуль интегрирован в контроллер и срабатывает в случае возникновения ошибки в приложении.
В результате мы получили приложение, которое разделено на логические компоненты, удобное в использовании и позволяющее легко добавлять новый функционал при необходимости.
Изменение данных в модели
Модель представляет собой основу всей архитектуры MVC. Она содержит данные о состоянии приложения и управляет ими. Изменение данных в модели является одним из ключевых аспектов приложения, поэтому важно понимать, как это делается.
Для изменения данных в модели необходимо сначала получить доступ к ее объекту. Объект модели может быть получен через ссылку на него, которая была уже создана в контроллере. Как только вы получите доступ к объекту модели, можно изменять его данные. Это можно сделать путем присваивания новых значений свойствам модели.
Для того, чтобы изменения в модели были отображены в представлении, необходимо обновить его. Для этого используется метод update() объекта, который был создан в представлении. Этот метод будет вызывать методы, которые отображают данные на экране с учетом изменений, сделанных в модели.
Важно понимать, что изменение данных в модели также делает необходимым изменение визуального представления в представлении. Если изменения не видны на экране, то, вероятно, были выполнены неправильно. Если возникают какие-то трудности при изменении данных в модели, то необходимо обратиться к документации или спросить у сообщества разработчиков.\
Обработка пользовательского ввода с помощью контроллера
Для корректной работы приложения необходимо обрабатывать введенные пользователем данные. Данную функцию в приложении выполняет контроллер. Он получает введенные данные из виджетов и обрабатывает их в соответствии с правилами бизнес-логики приложения.
В рамках MVC-архитектуры контроллер представляет слой управления. Он отвечает за прием и обработку пользовательского ввода, а также за взаимодействие с моделью и представлением. Контроллер получает данные от пользовательского интерфейса, производит их обработку и формирует запросы к модели для получения необходимых данных. Затем контроллер передает полученную информацию представлению для отображения результата.
Одним из основных преимуществ работы с контроллером является возможность расширения и модификации функционала приложения. Даже при значительном изменении бизнес-логики приложения, контроллер может быть легко модифицирован без необходимости изменения модели и представления.
Таким образом, контроллер является важным компонентом приложения, который обеспечивает обработку пользовательского ввода и взаимодействие между моделью и представлением. Успешная реализация контроллера позволяет обеспечить гибкость и масштабируемость приложения.
Обновление представления с помощью tkinter
В приложении, использующем паттерн MVC, представление предназначено для отображения данных и взаимодействия с пользователем. Чтобы обновить представление, используется библиотека tkinter - стандартный GUI фреймворк Python.
Для обновления представления с помощью tkinter необходимо извлечь данные из модели и передать их в виджеты, представляющие пользовательский интерфейс. Это можно сделать, например, с помощью методов класса Label для текстовых меток, Entry для текстовых полей и Button для кнопок.
Кроме того, можно использовать методы grid, pack и place для размещения виджетов на окне приложения.
Обновление представления может происходить по различным событиям, например, при нажатии на кнопку, изменении значения в текстовом поле или при получении данных из модели. Для обработки событий можно использовать метод bind для привязки функции-обработчика к определенному событию.
Таким образом, обновление представления с помощью tkinter является важной частью приложений, использующих паттерн MVC. Это позволяет отобразить актуальную информацию для пользователей и обеспечить удобное взаимодействие с приложением.
Тестирование приложения
Тестирование приложения – важный этап в разработке любого ПО. Оно предназначено для выявления и устранения ошибок, а также проверки соответствия функционала требованиям заказчика. В случае приложений, созданных с использованием паттерна MVC и tkinter, тестирование следует проводить как на уровне модели, так и на уровне интерфейса пользователя.
Для тестирования модели должны быть реализованы модульные тесты. Это позволяет проверить отдельные компоненты модели на корректность их работы в изоляции от остальных компонентов. Для написания модульных тестов можно использовать стандартный модуль библиотеки Python – unittest.
Тестирование интерфейса пользователя можно проводить как вручную, так и автоматически. В процессе вручную проводимого тестирования необходимо проверить все элементы интерфейса, его поведение при различных входных данных и взаимодействие с моделью. Для автоматического тестирования можно использовать библиотеку selenium, которая позволяет запускать тесты в браузере.
Важно организовать тестирование таким образом, чтобы оно было максимально полным. Для этого можно использовать комбинации входных данных, которые создадут наибольшую нагрузку на приложение. Например, при тестировании приложения для редактирования текста можно проверить его работу с файлами разного размера и структуры, использование различных языков и форматов текста и т.д.
Систематическое и внимательное тестирование позволит выявить и исправить ошибки на ранних стадиях разработки, что позволит существенно сэкономить время и средства.
Написание тестов для каждой части приложения
Написание тестов является важным этапом разработки приложения. Оно позволяет обнаружить ошибки в коде и убедиться, что каждая функция работает правильно.
Для каждой части приложения необходимо написать соответствующие модульные, интеграционные и функциональные тесты. Модульные тесты проверяют отдельные компоненты, интеграционные тесты - взаимодействие между компонентами, а функциональные тесты - работу всего приложения в целом.
Для написания тестов можно использовать библиотеку unittest в Python. Она предоставляет инструменты для создания автоматических тестов. Каждый тест состоит из набора утверждений, которые проверяют правильность работы функций и компонентов приложения.
Интеграционные тесты можно написать для проверки взаимодействия между контроллером и моделью, а также между контроллером и представлением. Функциональные тесты можно написать для проверки работы всего приложения, включая ввод и вывод информации и обработку ошибок.
В конце разработки приложения необходимо убедиться, что все тесты успешно прошли и приложение работает корректно. Тесты являются неотъемлемой частью процесса разработки и позволяют создавать надежное и качественное приложение.
Использование unittest для автоматического тестирования
unittest - модуль в Python для автоматического тестирования кода. Он позволяет определить набор тестовых сценариев для проверки правильности работы кода. unittest основан на тестировании через классы, при котором каждый класс соответствует тестируемому функционалу. В теле класса создаются методы для проверки правильности работы тестируемого функционала.
Для использования unittest нужно написать тесты, которые проверяют, что каждая часть приложения работает так, как ожидалось. Например, может быть написан тест на проверку того, что если в приложении была нажата кнопка "Сохранить", то данные сохраняются корректно.
unittest позволяет определить набор сценариев и автоматически запустить их для проверки тестируемого функционала. Результаты выполнения каждого тестового сценария показываются в консоли Python.
Использование unittest позволяет значительно ускорить процесс тестирования приложения, а также обеспечить более высокую степень уверенности в том, что приложение работает правильно.
Вопрос-ответ:
Видео:
Отправка формы данных. Entry. Combobox. DateEntry. Создание десктопного приложения с Tkinter #5
Отправка формы данных. Entry. Combobox. DateEntry. Создание десктопного приложения с Tkinter #5 by Sweet Coder 2 years ago 9 minutes, 51 seconds 5,244 views
Разработка MVC приложения на Java за два часа | Компьютерная школа Hillel
Разработка MVC приложения на Java за два часа | Компьютерная школа Hillel by Hillel IT School 6 years ago 2 hours, 4 minutes 200,758 views